«Моя педагогическая философия».
« В моей душе есть капелька рассвета,
Задорный лучик среди темноты,
И в нем одном вмещается планета
Безмерной радости и светлой доброты».
Нехитрые слова детского стихотворения, но они постоянно приходят мне на память. А, может, это состояние моей души…
Когда я думаю утром, собираясь на работу, что меня ждет, то невольно отвечаю: «Глаза. Вопросы. Внимание. Я иду к детям. Войду в класс, где меня ждут ученики, мыслящие и вопрошающие. Что это для меня: любовь, необходимость или служение? Но почему первым словом я называю чувство любви?!».
В детстве, как, пожалуй, и многие девочки, я мечтала стать учителем: входишь в класс и говоришь, а тебя все слушают и делают так, как ты указываешь. Сейчас, вспоминая прошлое, я понимаю, что выбор профессии для меня был не случаен: моя мама тридцать с лишним лет отдала школе, а мои младшие брат и сестра, играя со мной «в школу», охотно и заинтересованно слушали мои объяснения, доброжелательно подавали «ложные» дневники для выставления оценок, «отвечали у доски», хотя вместо нее висела на стене клеенка. Очень хорошо помню, что чувство гордости не покидало меня, когда после «урока» они демонстрировали свои новые знания перед родителями.
Нет, не потрачен труд наш зря.
Не зря дарили знанья детям.
Рассеяв ночь, взошла заря,
И мы за этот свет в ответе.
С тех пор, как вертится земля
На свете есть учителя.
Большое чувство «учительства» появилось во мне ещё тогда, в детские годы. Смыслом моей жизни стала потребность дарить ученикам частицу своей души. Для меня великое счастье видеть в глазах своих учеников уважение, любовь.
Только отдав детям несколько лет, познав горький вкус первых ошибок и заметив обилие сорняков на своем педагогическом поле, я понимаю нравственную мудрость старца по-иному: «Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, когда они вырастут. Возможно, при своей жизни вы не увидите своих плодов, но они обязательно будут в свое время». Ученик, увидевший красоту и добро в нас, оставит внутреннее тепло в сердце и это ему обязательно пригодится.
Твердо верю, что каждого можно увлечь, найдя зерно познания, которое увлечет его. Л. Н. Толстой говорил: «Только один есть путь, одно средство жить с радостью, это – не освещать себе жизнь внешним светом, а самому быть свечой». Осмысление нравственного наследия поможет им приобрести духовный иммунитет, так необходимый в наше время хотя бы в отдельно взятой ситуации.
Личность многогранна. А умение разглядеть эти грани и вовремя направить в нужную сторону, развить и совершенствовать – важнейшая
цель современного учителя. Я убеждена, что это возможно в условиях творческого подхода к урокам. Современная жизнь диктует свои законы, информатизация образовательного процесса многое меняет, но не заменяет облик учителя. И на уроках мне становится понятно: главный человек для меня – ученик, главный человек для него – учитель, и я счастлива тем, что повелеваю счастьем.