Доклад на методическом объединении учителей начальных классов: «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка».
В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих и духовно богатых граждан страны.
Психологами установлено, что свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже.
Психолог Л.С.Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту перехода в 5 класс школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности.
Но этого чаще всего не наблюдается. Дети затрудняются обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Им трудно устанавливать закономерности. В связи с этим у детей пропадает интерес к предмету и, в целом, к учению. А пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.
Русский язык – важнейший фактор развития умственных способностей учащихся, их речи, нравственных качеств и в целом личности ребенка. Многие прогрессивные общественные деятели, лингвисты, методисты XIX века (Ф.И. Буслаев, В.Г.Белинский, Л.И.Поливанов, Д.И. Тихомиров и др.) в своих трудах писали об огромном развивающем значении родного языка как школьного учебного предмета.
Современные методисты, учителя изучают проблему интеллектуального развития детей на уроках русского языка. Этой проблеме посвящена и книга Г.А.Бакулиной «Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка»
Интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется:
- эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства;
- способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным : творчеству и абстрагированию;
- способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
- вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д.
Организация уроков русского языка в системе интеллектуального развития основана на следующих принципах:
- Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Учитель подбирает и составляет упражнения в процессе выполнения которых у учащихся формируются лингвистические знания, умения и навыки, вырабатываются и совершенствуются ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь.
- Принцип действенного подхода к обучению заключается в поиске детьми собственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность.
- Принцип обоснованного ответа. Формируются задания таким образом, что школьники оказываются поставленными перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.
- Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Реализовать эти принципы на уроках русского языка лучше всего при изучении нового материала. Особенностью современного урока является то, что теоретические знания приобретаются активным путем, т.е. применяется поисковый путь познания или частично-поисковый метод.
Этот метод используется с 1 класса, однако в 3 и 4 классах увеличивается доля самостоятельных действий учащихся. Их роль возрастает как при проведении беседы-рассуждения, так и при формулировании вывода и обобщения.
К концу третьего года обучения заметно возрастает степень осознанности восприятия и самостоятельного воспроизведения обучающимися учебного материала. Они:
- овладевают новыми приёмами запоминания;
- формируется способность мышления к осуществлению операций обобщающего
характера;
- речь становится более логичной, доказательной, аргументированной;
- наблюдается прогресс в становлении таких свойств внимания, как устойчивость,
распределение, переключение, объём.
Четвёртый год обучения обеспечивает дальнейшую интенсификацию интеллектуального развития обучающихся на уроках русского языка, в первую очередь за счёт нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса. Используемые мною способы и приёмы, призванные всё более активно включать детей в работу над их собственным интеллектуальным и лингвистическим развитием, на каждом структурном этапе урока имеют свою специфику.
- 1. Особенности минуток чистописания
Если раньше, в 1-м и 2-м классах на первой фазе минутки чистописания дети находили букву, техника написания которой отрабатывалась на данном уроке, то в 3-м и 4-м классах эта работа изменяется.
Теперь, выполняя задания, обучающиеся, вначале выявляют механизм определения буквы, а затем самостоятельно осуществляют её поиск. Следующий этап – формулирование детьми темы минутки чистописания. Интеллектуальная работа сопровождается их напряжённой речевой деятельностью в форме рассказа- рассуждения, рассказа-умозаключения. Закономерность подбора исходного материала от урока к уроку меняется и постепенно усложняется, Рассмотрим некоторые варианты заданий.
Вариант 1: выявление закономерности в подборе слов.
Например, предлагается задание: «Внимательно посмотрите на данную
запись: Доктор - врач
Рёв - …? …
Зов - … ? …
Ураган - … ? …
Правильно сформулировав и выполнив задание, вы определите тему
минутки чистописания».
Вариант ответа обучающихся: «К словам левого столбика надо подобрать синонимы,
оканчивающиеся на букву ч. Доктор – врач, рёв – плач, зов – клич, ураган - смерч.
Во всех словах правого столбика имеется согласная ч. Значит, сегодня на
минутке чистописания мы будем писать букву ч».
Вариант 2: выявление закономерности в подборе букв.
Например, на доске оформляется запись и предлагается детям определить на ее
основе тему минутки чистописания.
а ----------- в ж ---------- и о ------------р
б з ?
Вариант ответа обучающихся: «В первых двух примерах написано по три буквы: две вверху, одна внизу. Буква, находящаяся внизу стоит в алфавите между двумя верхними. Буква б между а и в. Буква з между ж и и. Между буквами о и р стоит п. Значит, мы сегодня будем писать букву п».
Наряду с этим, можно предложить упражнения, в которых используются различные виды разбора слов в нетрадиционной форме: фонетический, по составу, морфологический.
Вариант 3: на доске записаны слова стар…сть, п…шёл, н…винки, заварн…й и
предлагается детям задание: «Назовите буквы, которые мы сегодня будем писать на минутке чистописания.
учитель | обучающиеся |
1. Первая буква находится в приставке глагола, в корне существительного во множественном числе, в суффиксе существительного в единственном числе, в окончании имени прилагательного. Какая это буква? | 1. Сегодня мы будем писать букву о. Она имеется в приставке по- глагола пошёл, в корне нов- существительного новинки во множественном числе, в суффиксе –ость существительного старость в единственном числе и окончании –ой прилагательного заварной. |
2. Вторая буква обозначает парный звонкий твёрдый согласный звук и находится в корне слова, в котором есть все составные части. Какая это буква? | 2. Вторая буква в. Она находится в корне –вар- слова заварной, в котором есть все составные части: -ой – окончание. -вар- - корень, за- - приставка, -н- - суффикс. В корне -вар- она обозначает парный звонкий твёрдый согласный звук (в). |
Рассматриваемые приёмы позволяют совершенствовать логическое мышление обучающихся, их доказательственную связную речь. Они способствуют развитию устойчивости, распределения, объёма внимания, оперативной памяти, наблюдательности. У ребят повышается интерес к русскому языку и усиливается эмоциональный настрой, который в свою очередь, способствует актуализации познавательной деятельности.
2. Специфика словарно-орфографической работы
Для увеличения самостоятельности и стимулирования интеллектуальной деятельности детей при проведении словарно-орфографической работы используются новые, более сложные, нетрадиционные приёмы во время введения слова в активный словарь школьников. Они направлены на активизацию словесно-логического мышления, усиление речевого действия обучающихся, осуществления умственных операций на основе интуиции и более напряжённого внимания. Можно выделить четыре группы приёмов.
Первая группа предусматривает нахождение нового слова из словаря и формулирование темы словарно-орфографической работы на основе установления детьми смысловой связи в используемом для нахождения словарного слова лингвистическом материале.
Вариант 1: предлагается такое задание: «Вы сможете назвать новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, если определите характер смысловой связи между словами в данных парах: м…г..зин – прод…вец
б…льница – врач…
т…атр - …ктёр
космический к…рабль _ ?
-Какая смысловая связь между словами каждой пары? С каким, словом мы познакомимся на уроке?»
Вариант ответа обучающихся: В каждой паре первое слово обозначает место работы, второе – связанную с ним основную профессию. В магазине – продавец, в больнице – врач, в театре – актёр, на космическом корабле – космонавт. Значит, сегодня мы познакомимся со словом космонавт»
В процессе выполнения заданий у детей развиваются логическое мышление, аналитико- синтетические способности, устойчивость внимания, связная аргументированная речь.
Ко второй группе относятся приёмы, предусматривающие определение нового слова
из словаря на основе выявления закономерности его образования.
Вариант 1: предлагается задание: «Внимательно посмотрите на данную запись:
с …зон винтик зонтик
к … вок ук …зал ?
- Назовите новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке.
- Какое это слово? Как вы его определили?»
Вариант ответа обучающихся: «Это слово вокзал. Мы узнали, что слово зонтик образовано из последних слогов первых двух слов верхней строки. Значит, искомое слово надо составлять из последних слогов слов нижней строки».
При выполнении такого типа упражнений обучающиеся не просто называют искомое слово, на одновременно строят простейшие рассуждения, умозаключения. Ценность таких упражнений состоит ещё в том, что с их помощью можно повышать грамотность учащихся за счёт пропуска орфограмм и соответствующих заданий.
В третью группу входят приёмы, связывающие искомое слово с изученными и изучаемыми темами русского языка. Они на данном этапе
преобладают. В этом случае значительно возрастают их универсальность и эффективность использования.
Вариант: обучающиеся под диктовку пишут слова: топор, звук, дровишки, солнце,свобода. После этого даётся задание: «Последовательно соедините являющиеся в данных словах орфограммами, и вы узнаете слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке». (слово около)
Четвёртую группу составляют упражнения, предусматривающие в процессе установления нового слова использование знаний по другим
учебным дисциплинам.
Вариант: использование знаний по изобразительному искусству.На доску прикрепляются квадраты разных цветов:
жёлт. голуб. красн. зелён. оранж. синий фиолет.
М А К Б О Й Н
Каждому квадрату соответствует определённая буква. Предлагается мысленно расположить квадраты по цветам радуги, соединить между собой соответствующие им буквы и назвать новое слово из словаря (комбайн). Использование приёмов данной группы, наряду с осуществлением межпредметных связей, стимулирует развитие основных свойств внимания, речи, аналитико – синтетического мышления, интуиции.
- 3. Изучение нового учебного материала
В данном случае предпочтение отдаю частично-поисковому методу. Увеличивается доля самостоятельных действий, причём их роль возрастает как при проведении беседы-рассуждения, так и при формулировании вывода и обобщения.
При проведении беседы-рассуждения эффект достигается за счёт использования таблиц. Задача детей – по ходу беседы заполнить таблицу таким образом, чтобы, в конечном счете, по ней можно было сформулировать вывод.
Например, в процессе изучения темы «Местоимения 3-го лица» учитель чертит таблицу.
местоимения | 3-го лица |
Единственное число | Множественное число |
Он, она, оно | они |
Изменяются по родам | Не изменяются по родам |
Затем организует беседу-рассуждение.
Учитель
| Обучающиеся. |
| |
1. Вместо каждого продиктованного мной существительного напишите в нужном месте таблицы соответствующее ему местоимение. Посмотрите на таблицу и назовите признак, по которому вы будете распределять местоимения. | Мы будем распределять местоимения по числам. | ||
2.Исходные существительные: отец, девочка, звено, дети. Назовите местоимения, которые вы написали. | Обучающиеся заполняют таблицу.
Он, она, оно, они.
| ||
3.Местоимения, какого лица вы написали? | Мы написали местоимения 3-го лица. | ||
4.Перечислите местоимения 3-го лица единственного числа. | Местоимения 3-го лица: он, она, оно. | ||
5.Как изменяются местоимения 3-го лица единственного числа? | Местоимения 3-го лица единственного числа изменяются по родам. | ||
6.Отразите это в таблице | Вносят дополнение в таблицу | ||
7.Назовите местоимения 3-го лица множественного числа | Местоимения 3-го лица множественного числа они. | ||
8.Какое местоимение вы употребите вместо существительного девочки? | Местоимение они. | ||
9.Каким местоимением вы замените слово мальчики? | Местоимением они. | ||
10.Что можете сказать о местоимении 3-го лица множественного числа они? | Местоимение 3-го лица множественного числа они не изменяется по родам. | ||
11.Отразите это в таблице | Учащиеся вносят дополнение в таблицу. | ||
12.Пользуясь таблицей, скажите, как изменяются местоимения 3-го лица? | Делают вывод. | ||
Использование таблиц такого рода даёт возможность значительно повысить роль школьника в качестве субъекта учебной деятельности в самой сложной и наиболее важной части урока, расширяет диапазон применения их поисковой активности. Дети становятся более внимательными и сосредоточенными; совершенствуется их логическое и абстрактное мышление; создаётся более благоприятный эмоциональный фон; прочнее и глубже усваиваются новые знания. Наряду с таблицами применяются также планы, памятки и схемы
Выводы.
Таким образом, формулирование вывода с опорой на план, таблицу, схему и составление памятки к изученному правилу полностью становится делом учащихся. У учителя остается организационная и контрольно-корректирующая функция. Подобный подход позволяет уже на втором году обучения в значительной степени повысить роль учащихся при изучении нового материала.
Кроме этого, обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, их знаний об окружающем мире, активизирует умственную деятельность детей. Учащихся класса становится активными участниками учебного процесса.
Для проверки результатов я использовала метод наблюдения. Дети моего класса стали активнее на уроках: ребята сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли.
Список использованной литературы
- Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957. - 240с.
- Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия"; Высшая школа, 2000. - 472с.
- .Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на ур.русск.яз. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
- Бакулина Г.А., Дембицкая Н.В. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка М.: Гуманит. изд.центр Владос, 2006.
- Бетенькова Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. - М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство ACT", 2002.
- Бетенькова Н.М. Орфография и грамматика в рифмовках. - М.: ООО "Издательство ACT": ООО "Издательство Астрель", 2002.
- Волина В.В. Весёлая грамматика. -М.: Знание, 1995.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 1976. - 127с.
- Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2001.